Об НКО как о террористах. За неправильно оформленные репосты об иноагентах будут штрафовать обычных граждан

Фото: Сергей Карпов / ТАСС
23 ноября несколько депутатов и сенаторов во главе с руководителем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесли законопроект, вводящий административную ответственность за распространение информации об иностранных агентах и их материалах без указания о том, что данная организация или физическое лицо состоят в реестре иноагентов Минюста. Опрошенные «Открытыми медиа» авторы новеллы признали, что данная норма, если закон будет принят в таком виде, может распространяться не только на СМИ, но и на обычных пользователей соцсетей, решивших сослаться на материалы иноагентов.
Похожий закон сейчас действует в отношении террористических организаций, при упоминании которых СМИ и блогеры обязаны указывать, что та или иная организация запрещена на территории РФ.
Данный законопроект — один из пакета поправок, направленных на усложнение деятельности иноагентов на территории России. 18 ноября депутаты внесли законопроект, обязывающий иноагентов указывать статус на выборах различных уровней, а 10 ноября в Думе появилась поправка, запрещающая иноагентам и иностранным НКО регистрировать свои филиалы в жилых домах.
«Мне кажется это будет так. Во всяком случае, ко второму чтению мы будем обмениваться мнения со специалистами, общественностью, журналистами и ко второму чтению это уточним, — говорит Чепа. — На Западе все гораздо строже, чем у нас сейчас, поэтому мы посчитали, что надо приводить определённые вещи к международным правилам, более серьёзно подходить к распространению информации».
Другой соавтор инициативы, глава комиссии Совфеда по защите суверенитета Андрей Климов, в разговоре с ОМ сравнил предлагаемые правила упоминания иностранных агентов с правилами упоминания террористических организаций: «В этом нет никакой цензуры, никто не запрещает распространять о них информацию, цитировать, просто нужно указывать титул этой организации или физического лица».
По словам Климова, в первую очередь закон направлен на упоминание иноагентов в СМИ, но также будет распространяться на пользователей соцсетей, особенно если речь идёт о блогерах с крупной аудиторией.
«Касательно упоминания в соцсетях условного Васи Пупкина, надо понимать, что никто не хочет усложнить жизнь гражданам, и такие упоминания можно сравнить с рассказами об иноагентах на кухне. Но если у организации есть соответствующий титул, лучше всё-таки не пренебрегать законом и на всякий упомянуть о нём», — порекомендовал Климов.
Впрочем, не все опрошенные авторы имеют чёткое представление о том, как будет действовать предложенная ими новелла. Депутат-единоросс Ирина Белых, член комитета ГД по госстроительству и законодательству (в начале 2010-х годов — лидер московских единороссов), вовсе не смогла ответить на уточняющие вопросы издания. «Будьте любезны, есть Пискарев В. И. Уверена, он даст исчерпывающий ответ. Спасибо», — ответила она.
Не ответили на вопросы издания и другие соавторы. Авторы законопроекта вряд ли достоверно знают, будут ли подпадать под него соцсети, так как не они его писали, говорит источник в Думе, знакомый с ситуацией. По словам собеседника, вопрос о соцсетях будет уточнён только ко второму чтению.
Такая ситуация с репрессивными законопроектами периодически случается, говорит председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов: «Когда законопроект об иностранных агентах появился, мы тоже не понимали, как он будет действовать. Мы спрашивали Минюст, депутатов, и в первом чтении, и даже когда закон вступил в силу: „Как быть тут?“, „А тут?“, и все они пожимали плечами, ничего не знают. А потом они его начинают использовать и так, и эдак, как можно шире».
По мнению Орлова, пользователям сети не следует раньше времени «прогибаться» под репрессивный закон и указывать статус иноагентов в постах при упоминании таких организаций до тех пор, пока власти не начнут злоупотреблять новой нормой.