На запуск первых двух линий МЦД потратили 30 млрд руб. Весь проект «наземного метро» обойдется в 20 раз дороже — Открытые Медиа

На запуск первых двух линий МЦД потратили 30 млрд руб. Весь проект «наземного метро» обойдется в 20 раз дороже

Сергей Ведяшкин / Агенство городских новостей «Москва»

21 ноября в Москве и Подмосковье заработали две первые линии нового «наземного метро» — Московских центральных диаметров. И хотя обе линии используют давно существующую инфраструктуру, железнодорожники и власти Москвы и области только в 2018—2019 годах потратили на их открытие как минимум 30 млрд рублей, подсчитали «Открытые медиа», изучив данные портала госзакупок.

Больше всего на создание МЦД пока потратила Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) — крупнейший в России оператор электричек, управляющий большинством пригородных железнодорожных перевозок в Москве и Подмосковье. Эта компания инвестировала около 24 млрд рублей, из которых 22 млрд ушло на покупку 39 поездов «Иволга», рассказывал глава компании Максим Дьяконов.

Еще 1,4 млрд рублей, согласно данным госзакупок, ЦППК потратила на системы оповещения и установку крыш от дождя и снега на станциях двух первых диаметров. Немалых расходов потребовало поддержание санитарно-гигиенического состояния поездов и откачка биотуалетов — в общей сложности, почти 350 млн рублей только в 2019 году. Среди владельцев ЦППК — ООО «МПК», которое связывают с миллиардерами Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым (49,3%), ООО «Маршрутные системы» (25,3%) и министерство имущественных отношений Московской области (12,7%).

Компания «РЖДстрой» потратила около 3 млрд рублей на дополнительную электрификацию новых линий, следует из информации, размещенной на портале госзакупок. По данным этой же системы, Москва потратила на первые два диаметра около 2,34 млрд рублей. Львиная доля этих денег — 1,725 млрд — ушла на благоустройство как вестибюлей и подземных переходов, так и территорий, дорог и тротуаров рядом с расположенными в столице станциями.

Еще 615 млн рублей правительство Москвы вложило в строительно-монтажные работы на станциях МЦД-2 на линии Подольск-Нахабино. Около 38 млн рублей потрачено на рекламу в виде брошюр и листовок, а также на сувениры с брендом второго диаметра. На элементы навигации новой транспортной системы из московского бюджета ушло примерно 25 млрд рублей.

Железнодорожники и власти Москвы и Подмосковья к 2024 году намерены добавить к только что открытым двум линиям ещё три, и это будет стоить уже гораздо дороже. Ещё в декабре 2018 года московские власти оценивали затраты на открытие всех пяти линий МЦД в 300 млрд рублей, но уже летом 2019 года планируемые инвестиции выросли в два раза, до 600 миллиардов рублей. Вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин говорил, что эта сумма поступит из трех источников: федерального бюджета, бюджета Москвы и средств РЖД.

Денис Пинчук

Разблокировать push-уведомления

Следуйте инструкциям, чтобы активировать push-уведомления